Вечер к 100 летию Михаила Мееровича
В Белом зале Дома кино состоялся торжественный вечер к 100-летию композитора Михаила Мееровича «Два портрета одного художника».
Первый свой музыкальный опус юный Миша написал в 13 лет и затем получил два консерваторских образования. Когда он только ступил на порог только созданной ЦМШ и наиграл что-то Прокофьеву, Сергей Сергеевич воскликнул «Это не будет звучать!» Но юноша был настырным и маститый композитор сдался «А, может, и будет…» И, знаете, звучит и очень современно, даже забегая в будущее. Михаил Меерович написал три оперы, три балета, оперетту, камерные симфонические и вокальные произведения; был высоко ценим своими современниками М.Шостаковичем, А.Хачатуряном, А.Шнитке. На видео обращениях о нем подробно рассказали руководитель Геликон-оперы Дмитрий Бертман - Михаил Александрович приложил руку к созданию театра почти 30 лет назад и Бертман пообещал поставить одну из опер; Владимир Константинович Комаров - председатель Гильдии Союза композиторов России; а также тележурналист Владимир Молчанов (он к тому же, сын известного композитора Кирилла Молчанова).
А в конце на сцену вышел Юрий Борисович Норштейн, «не как свадебный генерал, а на правах друга». Они вместе создали мультфильмы «Цапля и Журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок». Художник рассказал некоторые эпизоды их дружбы, которая началась со скандала. О том, что композитор мог написать заказанную музыку, пока автор ехал к нему домой, но при этом отказать французам в написании партитуры вальса, потому что он был «бессеребреником в музыке» и совершенно «не заботился о своей биографии». А вот Эдисон Денисов признавался «Слушать нечего, только Мееровича». За без малого сорок лет Мееровичем музыкально озвучено 134 мультфильма. Он фактически создал себе «нерукотворный памятник», написав великолепную музыку к советским мультфильмам, которые считаются шедевром нашей родной мультипликации. К финалу вечера собравшаяся публика уже знала, что Меерович был яркой личностью со своеобразным, часто сюрреалистическим музыкальным мышлением, виртуозом фортепианного искусства и дирижером, с которым оркестранты работали с неподдельным удовольствием. А также обладал энциклопедическими знаниями, невероятной эрудицией, потрясающей памятью, любопытством к жизни, оптимизмом и заразительным чувством юмора, что роднило его с соседом Мстиславом Ростроповичем. Дмитрий Бертман назвал его «человеком-праздником». Михаил Меерович создавал музыку и к художественным фильмам, долго работал в творческом союзе с Роланом Быковым, с которым в 1971 они создали фильм «Телеграмма». Тот мог сказать ему «Сыграй, чтобы рожь колосилась!» - и Меерович играл! Зрители услышали сюиту из мультфильма «Цапля и Журавль», финал 2-ой Камерной сюиты и «Затруднение ученого» из юмористического цикла Гротеск на стихи Даниила Хармса в исполнении московского камерного оркестра «Новая классика», дирижер, музыкальный руководитель Андрей Огиевский. Оркестр провёл на сцене около двух часов и - представьте - вся программа была подготовлена этими высококлассными музыкантами специально для этого вечера! В вечере приняла участие очаровательная дочь композитора Мария Меерович (Корчагина).
Текст и фото Елена Посувалюк