Московские Новости Культуры

Следите за событиями мировой искусствоведческой столицы на Московских Новостях Культуры.

ОБЛЕПИХОВОЕ ЛЕТО. Фильм о Вампилове

Прекрасный фильм о жизни Александра Вампилова посмотрела на широком экране сегодня - это "Облепиховое лето" театрального режиссера Виктора Алферова, который дебютирует в кинематографе.


Автор сценария - Ольга Погодина-Кузмина (о спектаклях по ее пьесам доводилось писать не так давно). Очень люблю жанр байопика и доверяю ему абсолютно - знаю, что каждый режиссер хочет пропустить жизнь своего героя через свою... И немножко через нашу, зрительскую... Мы видим все приметы бережно воссозданных советских 1970-х (я бы не назвала их "совковыми", да и Турин во ник много позже); с высокой литературой на "квартирниках"; с "искусствоведами в погонах", не чурающихся изящной словесности; с преследованием инакомыслящих и "делом 4-х"; с театральными практиками той поры (чтобы продвинуть свои пьесы, главному персонажу стоило прикинуться "национальным", "бурятским" драматургом); с распитием беленькой у памятников и воблой за столиком во дворе. Безошибочно режиссер выбрал alter ego одного из самых известных и без сомнения самых часто ставимых в театре писателей, с тех пор и поныне, - Андрея Мерзликина. Удивительно, как артист собою объединил сразу две знаковые фигуры для нашей новейшей литературы, почти ровесников, и ушедших безвременно почти одновременно - в 1972 и 1974. Вампилова и Шукшина. В этом сезоне я уже видела его воплощения Василия Макаровича на сцене в "Калине красной" и огромном спектакле-концерте к Дню Шукшина. Я не сомневаюсь, что харизма одного проросла, приросла во внешнем сходстве с другим. Невероятно трогательны и трепетны все эпизоды, связанные с отцом Александра, талантливым педагогом, расстрелянным в горьком 1938, Валентином Вампиловым. Гребя веслами по Ангаре, он метафорично как бы напутствует сыну "В жизни есть два пути: один против течения, другой против совести". Особым сюрпризом для меня стал факт, что в фильме с героем Рубцовым Николаем, снялся...Рубцов Кирилл. Видела этого шикарного красавца, пользуюсь нетеатроведческим термином, в прошлом сезоне в камерных пространствах Симоновской сцены Вахтанговского театра и в Аптекарском огороде, в театре С.А.Д., руководителем которого он является, аж трижды и ни за что не признала бы в нем Олега Ефремова с узнаваемыми размашистыми повадками режиссера № 1 страны... Также не могла не вспоминать о своем знакомстве со вдовой писателя. Нам довелось общаться в дни премьеры "Утиной охоты" на Новой сцене МХТ (2002) в отличной постановке Александра Марина, где культовый персонаж Зилова был органичнейшим нервным образом сыгран Хабенским, и она настаивала дождаться переноса спектакля на большую сцену. Как хорошо, что я не послушала Ольгу Михайловну! При взгляде на экран в последней сцене нелепой гибели Вампилова за два дня до его 35-летия, вспоминались все песни о "славном море, священном Байкале". В день съемок на суровом озере разыгрался шторм, но группу это не остановило... И пронеслись в рапиде нарезки из спектаклей по пьесам Александра Валентиновича; особенно много я их видела в Табакерке на Чаплыгина... Обязательно улыбнусь бронзовому памятнику среди симпатичной троицы, и мысленно прошепчу тихое "Браво!" ему и авторам фильма