Московские Новости Культуры

Следите за событиями мировой искусствоведческой столицы на Московских Новостях Культуры.

Театр Новая Опера / Балет Москва представляет премьеру спектакля «Свадебка. Русские хореографические сцены с пением и музыкой»

14 июня 2024 на сцене Новой Оперы 101 годовщине постановки для Les Ballets Russes посвящается


Театр Новая Опера / Балет Москва представляет третью балетную премьеру сезона: спектакль «Свадебка. Русские хореографические сцены с пением и музыкой» в постановке хореографа Павла Глухова. Генеральный партнер проекта – RA Foundation. Спектакль создан при поддержке Центра электроакустической музыки Московской консерватории/ Первое сценическое воплощение «Свадебки» было создано Брониславой Нижинской для Ballets Russes Сергея Дягилева. Лаконичная хореография Нижинской строго и ясно следовала за ритмическим рисунком и мелодикой Стравинского и была поддержана такой же аскетичной сценографией Натальи Гончаровой. К партитуре многократно обращались такие хореографы, как Морис Бежар, Иржи Килиан, Анжелен Прельжокаж, Татьяна Баганова, неизменно интерпретируя изначально заявленный Нижинской минимализм. Собственная история постановок «Свадебки» есть и у Балета Москва: в 2008 году свою версию сюжета о свадебном обряде хореограф Лариса Александрова представила в духе грубого физического театра, а в 2012 году постановку-размышление об абстрактных отношениях мужчины и женщины представил французский хореограф Режис Обадиа. «Свадебка» Павла Глухова решительно уходит от концепции минимализма, соединяя хор и танцовщиков в одном пространстве. Автор действует как хореограф-драматург и смотрит на партитуру Стравинского сквозь призму «Грозы» А.Н. Островского: насыщает сюжет подробностями, персонажей – характеристиками, хореографию – психологизмом; воплощает абстрактную идею ритуала через узнаваемую коллизию взаимоотношений между женихом и невестой, мужем и женой, старшим поколением и младшим, личными отношениями и связями с родом. Свадебный обряд здесь не только воспевается, как задумано композитором, но и ниспровергается, «примеряется» на живого человека. Расширение драматургии легло в основу музыкальной концепции композитора Николая Попова, обрамляющей 25-минутную партитуру И.Ф. Стравинского прологом и эпилогом. Таким образом, «Свадебка» остается центральным эпизодом, дополненным прошлым и будущим. В прологе и эпилоге примет участие фольклорный ансамбль: группа Hodíla ízba (Мария Шишова, Марина Рожкова, Лейла Зейд Килани и Анастасия Ченцова) и Евгений Романов. Динамическая сценография Ларисы Ломакиной опирается на фактуру природных материалов, при этом подразделяя его на уровни конкретного действия и философского обобщения.