Московские Новости Культуры

Следите за событиями мировой искусствоведческой столицы на Московских Новостях Культуры.

Драма праведника

Заключительный день фестиваля «Уроки режиссуры» был показан спектакль Юрия Печенежского по роману Александра Солженицына «Матренин двор» Томской драмы


Предложение поставить «Матренин двор» Александра Солженицына режиссеру Юрию Печенежскому поступило, когда Томской драмой был выигран Президентский грант. «Продолжая создавать искусство, мы сохраняем в себе человечность», —рассказал Юрий Печенежский. Жанр спектакля, поставленного по собственной инсценировке рассказа Солженицына, режиссер обозначил как «драму». Жизнь Матрены Григорьевой, в общем то и есть драма праведника, «без которого не стоит ни одно село, ни город, ни вся земля наша». Горница Матрены выстроена из «шпал». Художник Фемистокл Атмадзас сделал сценографию, как будто предсказывающую трагический финал — гибель Матрены на железнодорожном переезде, на этих самых шпалах. Двор и горница представляют собой единое целое — стену-забор с просветами, за которыми видно чистое небо, клубы дыма, летящий на Матрену и зрителей паровоз . Режиссер усиливает драматизм Матрениной судьбы любовной линией, проходящей сквозь сюжет. Нелегкая женская доля выпала на Матрену, любила Фаддея, а замуж пришлось выйти за брата его, Ефима; схоронила шестерых детей и весь своей век прожила с клеймом «порченой». Наряду со зрелой Матреной — Еленой Саликовой режиссер вводит в спектакль молодую. Ее играет Аделина Бухвалова, но ее героиня воспринимается более, как живая душа Матрены. Каждая из актрис находит свое пластическое решение роли : грациозные, плавные жесты и движения одной, семенящая походка второй; распахнутые для объятий руки одной и протянутые в зал руки другой. Композитор Николай Морозов сочинил музыкальные темы для молодой и старой Матрены: солирующий звук балалайки сопровождает историю любви героини, его сменяет одинокая гармонь, когда Матрена входит в пору зрелости. Чистый и ровный голос инструментов — голос самой души Матрены. Автор-рассказчик точно заполняет воображаемый фотоальбом сценами из деревенской жизни. Однако, в отличие от Солженицына, режиссер Юрий Печенежский разворачивает действие не только по линии главной героини. На сцене есть еще один главный герой — это жители села. Спектакль и начинается с хорового пения. Старинная русская песня-плач, слова которой Николай Морозов отыскал в сборниках конца XIX века и написал на них новую мелодию, отсылает не просто к юности Матрены, но к истокам жизни села, другой, доколхозной, жизни. Историю Матрены рассказывает не только автор Игнатич — Павел Кошель, но и все жители села. «Хор» и Матрена одновременно проживают одну жизнь. И жизнь Матрены оказывается буквально на виду у всех: односельчане стоят в проеме дверей, заглядывают в окна, заходят в дом. Многие относились к бескорыстной праведнице, недоброжелательно. Украли в церкви бидон с освященной водой. Даже сестры ее не любили, злились на нее, что завещала горницу не родным, а «чужим» — воспитаннице Кире.. Персонаж Фаддей, Евгений Казаков, деверь, ведет себя в горнице Матрены не как гость, а как хозяин. Он всю жизнь ее любил, и не мог простить, что она вышла замуж за брата. Внутренне он крепок, несмотря на седину хромоту . В конце спектакля Матрена молодая и Матрена старая, в оцепенении смотрят на то, как разбирают мужики по бревнышку Матренину горницу, а Фаддей, радостно руководит процессом… И главный вопрос спектакля, ради чего была принесена в жертву праведница Матрена ?!