ВСЯ ЖИЗНЬ «ВРАЗДРОБЬ»: ПРЕМЬЕРА СЕРГЕЯ ЖЕНОВАЧА «ЧЕХОВЪ. ВИШНЁВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!» В СТИ
Последнюю чеховскую пьесу, которую обычно читают как «пьесу катастроф» и обобщают: потери одной семьи, одного дома проецируют на всю страну, – Сергей Женовач и его постоянный соавтор, художник Александр Боровский лишили слов. Точнее – сократили минимум на треть и сделали главным выразительным средством молчание.
Их версия предлагает всмотреться в паузы, расслышать то, что стоит за одинокими фразами и коснуться невыразимого – всего, что тянет за собой большая перемена.
За красным (ну, или вишнёвым) занавесом, который медленно-медленно открывает Фирс, покажутся одни только стены. Остов Атлантиды. Ожидание. И пустота. Она как будто разрослась в доме, куда на время возвращается Раневская. От прошлой жизни здесь ничего не осталось, кроме чёрных деревянных кубиков, которые вдруг посыпятся с подоконника, застучат и некстати напомнят о сыне, когда она откроет ставни и ненадолго впустит утренний свет. Точнее – отсвет вишнёвого сада, отсвет всего любимого прежде, но уже утраченного. Прекрасного далёка. Беззаботного прошлого, когда обстоятельства ещё не начали «вычитать» людей, когда ещё не была потеряна общность и «сила притяжения» к дому, к своему саду, друг к другу.