Смерть за каждым придет сама
В преддверии Нового года 29 и 30 декабря БДТ покажет зрителям Северной столицы и его гостям свой хит «Слава», режиссер Константин Богомолов
«Пьеса о хороших людях» — именно так определяет жанр спектакля режиссёр Константин Богомолов: «Слава» спаяна по голливудским канонам. Сюжетная и композиционная рифма там важнее идеологии. …Мулен-Руж такой, когда герои танцуют-танцуют, а потом оказываются танцующими в космосе, и выстукивают степ по планете Земля.…Пьеса пафосно называется «Слава», но она сама несет разрушение этого пафоса. Гусев использует идеологические формы, чтобы пропагандировать вполне гуманистические идеи: что страх легитимен, что человеку позволено бояться погибнуть, что не надо лезть на амбразуру. Это антимилитаристская идеология строительства спокойной мирной жизни. В пьесе проигрывает тот герой, который готов идти на жертву.
Гусев сумел удивительным образом встроившись в сталинистские формы, маскируя свои истории этими марксистскими максимами, продвигать совершенно другие мысли, чувства и настроения. И задача команды спектакля не рисовать впрямую ужасы сталинизма, а воспроизвести наш советский «Ла-Ла Лэнд». Осуществить чистой воды сталинский мюзикл и посмотреть, как на него будет реагировать зритель».
Виктор Михайлович Гусев (1909–1944) — один из самых востребованных поэтов своего времени, переводчик, драматург, сценарист. Сотрудничал с режиссёрами И. Пырьевым, И. Хейфицем, М. Роммом: Гусев — автор стихов песен к фильмам «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны» и других, ставших классикой отечественной популярной музыки 30–40-х. С 1935 года Гусев пробует свои силы в драматургии. «Слава» — первая из семи пьес автора. Премьера «Славы» в режиссуре Сергея Морщихина состоялась на сцене Большого драматического театра имени Горького 21 мая 1936 года и на протяжении нескольких лет считалась самой популярной постановкой. К 1939 году «Слава» с неизменным аншлагом была сыграна 209 раз, установив своего рода рекорд: на тот момент ни один спектакль БДТ не пользовался таким успехом. Виктор Гусев только завоёвывал статус драматурга. Именно «Слава» — стихотворная пьеса о двух инженерах, каждый из которых делает нравственный выбор, утвердила Гусева в новом качестве. Иначе говоря, «Слава» принесла своему автору настоящую славу. В 1936 года пьесу активно ставили драматические театры по всей стране, но именно в БДТ В. Гусев лично принимал участие в подготовке спектакля. Режиссером «Славы» выступил С. Морщихин, а художниками —Г. Бибиков и А. Самохвалов (ученик К. Петрова-Водкина). Актерский состав постановки включал в себя таких выдающихся артистов Большого драматического театра, как К. Скоробогатов, А. Лариков, В. Софронов, Б. Полицеймако. Песни, звучавшие во время спектакля, написаны композитором В. Волошиновым на стихи В. Гусева — тогда прославленного поэта-песенника, поэтому музыкальное сопровождение постановки вызывало у зрителей самое горячее признание. опера «Слава», которая тоже имела успех.