Крещенский фестиваль в Новой Опере 19 января – 2 февраля 2025 года
С 19 января по 2 февраля 2025 года в Московском театре Новая Опера имени Е.В. Колобова пройдет традиционный ежегодный Крещенский фестиваль.
В программе: российская премьера оперы «Ванесса» С. Барбера, премьеры спектакля Балета Москва «Болеро+» и хорового спектакля «Страсти. Шютц. Лэнг», а также концерты симфонической и камерной вокальной музыки. На фестивале выступят дирижеры: Андрей Лебедев, Антон Торбеев, Фёдор Леднёв, Алексей Рубин, пианистка и дирижер Ева Геворгян, Дария Зиатдинова (скрипка), ведущий Ярослав Тимофеев. Проект существует 20 лет: он был создан в 2005 году в память об основателе театра Евгении Владимировиче Колобове (1946–2003) после его ухода из жизни. Дата открытия фестиваля всегда остается неизменной: 19 января – день рождения маэстро и празднование Крещения Господня. По замыслу создателей Крещенского фестиваля – родных, близких, друзей и единомышленников Евгения Колобова – он стал главной художественной инициативой, воплощающей идеи и эстетическую концепцию мастера. Открытие новой музыки, никогда не звучавшей ранее в мире или в России, и презентация Новой Оперы как дирижерского театра, то есть эксклюзивно созданного для дирижера и акцентирующего внимание на этой профессии, – именно такие направления всегда были ключевыми для проекта. Крещенский фестиваль 2025 года сохраняет фундаментальные положения, но предлагает принципиально новый – системный – взгляд на современный музыкальный театр. Сегодня Новая Опера становится моделью гибкого формата, которая сочетает «чистые» жанры (опера, танец, вокальный, хоровой или симфонический концерт) с мультижанровым сценическим действом. Театр, словно экосистема, в котором каждый элемент самостоятелен и при этом – часть большого творческого организма. Крещенский фестиваль в этом ракурсе – своеобразная лаборатория, экспериментальная площадка для творческих ресурсов театра, их возможность для собственного высказывания. Программа фестиваля составлена таким образом, что в ней есть место для «бенефиса» каждого из коллективов театра: оперы, балета, хора и оркестра. Крещенский фестиваль 2025 года пронизан несколькими темами, связанными с персонами композиторов. Первый из них – Сэмюэл Барбер (1910–1981). В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения композитора. На фестивале состоится российская премьера оперы «Ванесса» (19, 20 января), прозвучат Концерт для скрипки с оркестром (солистка Дария Зиатдинова, 27 января) и балетная сюита «Медея» для оркестра (2 февраля). Композитор никогда не придерживался экспериментальных музыкальных направлений XX века, его называют одним из представителей американского неоромантизма. «Он был счастлив и даже горд изобретать колеса, которые вращались на протяжении веков» (критик Ф. Кларк). При этом его знаменитое Адажио для струнных вошло в рейтинги лучших произведений XX века и даже второго тысячелетия, а «Ванесса» удостоилась Пулитцеровской премии и стала первой американской оперой, представленной на Зальцбургском фестивале (впервые в истории проекта опера исполнялась на английском языке). Первое российское исполнение состоится под управлением дирижера театра Новая Опера, лауреата премии «Золотая Маска» Андрея Лебедева. Впервые в Новой Опере постановку представит режиссер, лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Волкострелов. Режиссер-постановщик исследует в спектакле тему одержимости прошлым, так как по сюжету оперы главная героиня Ванесса уже двадцать лет ждет возлюбленного Анатоля, закрывшись от внешнего мира. Идея постоянного возвращения к былому воплощается в обращении к жанру немого кино. Время в спектакле течет сразу в двух направлениях: прямом и обратном. Мы застаем трех главных действующих лиц оперы Ванессу, Анатоля и Эрику в тот момент, когда все события уже произошли, то есть в середине ХХ века. Одновременно мы видим немой фильм, запечатлевший их историю (что отсылает нас к началу века), и съемки этого фильма, но в обратном порядке: от последней сцены к первой. Таким образом, размышления о природе времени, его слоях, о присутствии прошлого в настоящем и его власти над будущим становятся центральной темой спектакля. «Застревание в прошлом» читается в художественном облике спектакля (художник-постановщик Лёша Лобанов) с его антикварной мебелью и историческими костюмами. Главные партии репетируют Марина Нерабеева, Елизавета Соина, Ольга Стародубова (Ванесса); Роман Коллерт, Карен Манукян, Алексей Татаринцев (Анатоль); Гаяне Бабаджанян, Екатерина Мирзоянц, Анна Синицына (Эрика). С Барбером связано следующее имя, вокруг которого выстроена программа Крещенского фестиваля. Это Димитрис Митропулос (1896–1960) – дирижер мировой премьеры «Ванессы» С. Барбера в Метрополитен-опере в 1958 году (в то время он был главным дирижером этого театра). Митропулос – не только дирижер, но еще пианист и композитор, первый выдающийся артист современной Греции, при этом сделавший карьеру и за ее пределами. Маэстро выступал с Бостонским оркестром, возглавлял Миннеаполисский и Нью-Йоркский филармонический оркестры. Он пропагандировал музыку XX века, был известен фотографической памятью (дирижировал без партитуры) и способностью магнетически притягивать как слушателей, так и музыкантов. «Этот человек уносит с собой слушателей своей силой, своей страстностью, своей волей. То, что он гений, ясно каждому, кто хоть раз слышал его...» (критик Д. Юэн). Димитрису Митропулосу посвящен заключительный концерт Крещенского фестиваля 2 февраля. В программе – сочинение Burial («Погребение»), которое Митропулос написал в 19 лет. Это его первое масштабное произведение для оркестра. Оно отражает религиозность композитора: в рукописи цитируется описание погребения Иисуса Христа по Евангелию от Матфея, а также приводятся фрагменты поэмы «Гибель сатаны» В. Гюго. Оркестр Новой Оперы исполнит сочинение под управлением Алексея Рубина, главного дирижера и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Челябинской области. Также в программе вечера – Концерт №3 для фортепиано с оркестром С.С. Прокофьева. В 1930 году Димитрис Митропулос исполнил это произведение с Берлинским филармоническим оркестром одновременно в качестве пианиста и дирижера. Эта экстраординарная ситуация произошла из-за болезни другого солиста, но Митропулос позже с удовольствием повторял свой успех еще много лет. В Новой Опере впервые этот эксперимент воссоздаст Ева Геворгян: она исполнит Третий концерт и как пианистка, и как дирижер. Учеником Димитриса Митропулоса был Леонард Бернстайн (1918–1990). Именно ему Митропулос уступил свой пост главного дирижера оркестра Нью-Йоркской филармонии. Музыка Бернстайна прозвучит 27 января на совершенно особенном концерте Крещенского фестиваля, посвященном Международному дню памяти жертв Холокоста. Одно из произведений программы – Симфония №3 Л. Бернстайна (1963), которая названа «Каддиш» («Святой») по заупокойной еврейской молитве. В симфонии, помимо оркестра, хора, детского хора и сопрано соло, есть партия чтеца – герой ведет разговор с Богом. Композитор сам написал текст симфонии, он произносится на английском языке. Молитва же звучит в неизменном виде на арамейском и иврите. Партию чтеца в симфонии часто исполнял писатель Самуэль Пизар, позже он написал новый текст, в котором воплотил всю горечь от потери семьи во время Холокоста. В Новой Опере сложную партитуру представит маэстро Фёдор Леднёв. Еще одна линия Крещенского фестиваля – музыка Мориса Равеля (1875–1937). В 2025 году отмечается 150-летие со дня рождения композитора. С юбилейной датой связаны сразу несколько вечеров. Прежде всего – премьера спектакля Балета Москва «Болеро+» 24 января. Это вечер-дивертисмент, для которого российские хореографы готовят новые танцевальные миниатюры: Tango, Song and Dance (Максим Севагин), «Ундина» (Анна Дельцова), «Пыль» (Даян Ахмедгалиев), «Треугольник Серпинского» (Елизавета Некрасова). Танго и контемпорари, стрит-дэнс, физический театр и вакинг – в этих миниатюрах абсолютное разнообразие жанров и стилей. Кульминацией вечера станет новая версия «Болеро» Мориса Равеля в хореографии Кирилла Радева. Сочинение прозвучит в сопровождении оркестра Новой Оперы под руководством дирижера Антона Торбеева. Вокальная музыка Равеля вошла в программу перевернутого концерта 28 января. Этот формат уже три года успешно существует в Новой Опере: сцена театра трансформируется в камерное пространство, а зрители размещаются на специальных трибунах совсем близко к исполнителям. Идея перевернутого концерта «Равель. Песни» связана с эпистолярным наследием композитора. Каждое из трех отделений вечера будет рифмоваться со строками из его писем. Солисты театра исполнят вокальные циклы «Шехеразада», «Три песни Дон Кихота к Дульсинее», «Пять греческих народных мелодий» и другие. Партия фортепиано – Татьяна Сотникова. На заключительном концерте фестиваля 2 февраля тоже прозвучат мелодии М. Равеля – французского мастера музыкального колорита. Хореографическая поэма для оркестра «Вальс» – апофеоз венского вальса, своеобразный поклон И. Штраусу-сыну, которого Равель считал великим. Музыка была задумана как танцевальное произведение (например, Ида Рубинштейн ставила «Вальс» в Парижской опере), но чаще исполняется в концертных программах. Еще одно особое направление Новой Оперы – хоровой театр. Он сложился из спектаклей хора, который музыкальные критики неизменно называют безупречным. Новой постановкой станет спектакль «Страсти. Шютц. Лэнг» (премьера 31 января). В основе – два произведения: «Страсти по Матфею» Г. Шютца и «Страсти по девочке со спичками» Д. Лэнга (по сказке Г.Х. Андерсена о маленькой девочке, которая замерзает на улице в канун Рождества; композитор рассматривает эту историю не как поучительную сказку, а как христианскую притчу, в которой страдания ребенка сопоставляются со страданиями Христа: отвержение толпой, смерть и преображение). Между сочинениями Шютца и Лэнга больше 340 лет: они написаны в 1666 и 2007 годах соответственно. Музыкальный руководитель проекта, главный хормейстер Юлия Сенюкова и режиссер Виктория Агаркова смело объединяют их в одно сценическое действо, в основе которого жанр пассионов и взгляд на него авторов XVII и XXI веков. При всех различиях композиторских стилей, эти сочинения схожи главным: сосредоточенностью не на внешней театральности и красочности, а на внутренней глубине. Идея преемственности между прошлым и настоящим в этом спектакле выражена наиболее ярко, но она транслируется и шире – на весь Крещенский фестиваль.