Московские Новости Культуры

Следите за событиями мировой искусствоведческой столицы на Московских Новостях Культуры.

Гастроли АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ

Дни Александринского театра в Москве пройдут с 31 марта по 6 апреля 2025 года. Спектакли Основной и Новой сцен Национального драматического театра России (Александринского театра) зрители увидят в МХТ им. А. П. Чехова.


Наряду с показами спектаклей в программу Дней Александринского театра включены образовательные программы, творческие встречи, мероприятия, направленные как на популяризацию театрального искусства, так и на повышение творческой квалификации профессиональных кадров. В программе Дней Александринского театра впервые в Москве будут показаны: на Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова спектакли «Воскресение» Никиты Кобелева и «Мейерхольд. Чужой театр» Валерия Фокина, на Малой сцене — «Чайка» Елены Павловой. Полная программа гастролей будет объявлена дополнительно. ЧАЙКА (ДНИ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ) Чеховская «Чайка» — важнейший для Александринского театра драматургический текст. Именно на Александринской сцене состоялась премьера пьесы в 1896 году (режиссёр Евтихий Карпов) и затем к пьесе неоднократно возвращались. Елена Павлова не рефлексирует на тему сценической истории «Чайки», для неё чеховский текст — не профессиональная драма про театр и литературу и не костюмная постановка с привязкой к конкретной эпохе. Павлова "читает" Чехова языком саундрамы, причём в музыкальное полотно спектакля вплетены и композиции, специально созданные для спектакля Олегом Гудачёвым, и хиты советской и российской эстрады, через которые себя идентифицируют персонажи и которые прочно засели в массовом сознании и в каком-то смысле являются частью культурного кода, откликаются в памяти строчками, музыкальными фразами, событиями жизни. МЕЙЕРХОЛЬД. ЧУЖОЙ ТЕАТР (ДНИ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ) Спектакль приурочен к 150-летию со дня рождения великого режиссёра и реформатора театра Вс. Э. Мейерхольда. Текст постановки основан на стенограмме общего собрания коллектива ГосТИМа в декабре 1937 года по следам статьи П. М. Керженцева «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда». Реальные диалоги почти вековой давности, казалось бы, должны погрузить нас в театр документальный, свидетельский. Но в плотную ткань бытового, острохарактерного театра, Валерием Фокиным мастерски вплетены сцены воспоминаний, фантазий самого Мейерхольда. Благодаря этому конфликт перестаёт быть бытовым, но поднимается до обобщений, затрагивая извечные вопросы: взаимоотношения художника и общества, возможности компромисса между творческой необходимостью и человеческой справедливостью, меры ответственности художника перед самим собой и перед теми, кто пошёл за ним… ВОСКРЕСЕНИЕ (ДНИ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ) Спектакль Никиты Кобелева. Последний роман Толстого «Воскресение» (работу над ним писатель с перерывами вёл с 1889 по 1899 год) впервые поставлен в Александринке, в январе 2024 года премьера прошла на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда, в мае этого же года спектакль переведён на Основную сцену. Сценическая адаптация, над которой Никита Кобелев работал вместе с драматургом Дмитрием Богославским, включает мотивы и отдельные сцены из других произведений классика, среди них — повести «Крейцерова соната» и «Отец Сергий», неоконченный рассказ «Записки сумасшедшего». Впрочем, и сам Толстой на начальном этапе работы над романом, думал о том, чтобы «соединить в нём все свои замыслы», в числе прочих упоминая и эти сочинения. Подход Никиты Кобелева к классическим текстам отличает пристальное внимание к смыслам произведения, режиссёр ищет не иллюстративного, но содержательного соответствия мыслям и идеям сейчас. В романе Толстого, который воссоздаёт широкую панораму русской жизни конца XIX века, режиссёра прежде всего интересует частная история главного героя Дмитрия Нехлюдова.ора. Для Кобелева всегда важно актуальное звучание текста, то, как он резонирует с залом здесь и