Московские Новости Культуры

Следите за событиями мировой искусствоведческой столицы на Московских Новостях Культуры.

«Как важно быть серьёзным»: премьерный спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская» приезжает на гастроли в Москву

18 и 19 марта в ТЦ «На Страстном»


Новый сезон 2024-2025 года в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» открылся премьерой спектакля «Как важно быть серьёзным». Поставил его молодой режиссёр, ученик Г.М. Козлова Сергей Паньков. Дебютная постановка Панькова – иммерсивный спектакль «Платонов» по ранней пьесе Чехова – уже получила премию «Золотой софит» за режиссёрский дебют. В основу спектакля легла одноименная пьеса Оскара Уайльда. Режиссёр Сергей Паньков хотел поставить острую комедию: «Оскар Уайльд, мне кажется, сохраняет остроту… Его комедии балансируют на грани между элегантной пощёчиной обществу и возможностью посмеяться над самим собой». Название пьесы на английском языке — это каламбур: The Importance of Being Earnest, в котором earnest, означающее «серьёзный» и «искренний», близко по звучанию имени Эрнест. Поэтому название пьесы на слух звучит «Как важно быть Эрнестом». Комедия Уайльда в спектакле лишь фабула, в центре — изнанка театра. Актёры играют актёров, которые ставят пьесу. Вот что говорит режиссёр Сергей Паньков: «Мне пьеса показалась очень театральной, в ней как будто Оскаром Уайльдом вшита эта игра с переодеванием, со сменой имён, с рефлексией театра о театре». Отсюда рождается другой план спектакля — элементы репетиционного процесса и сюрпризы в выборе артистов. На сцену выходят настоящие помощник режиссёра и гримёр, костюмер и реквизитор, а также машинист сцены. Все они служат в «Мастерской». Связать «Как важно быть серьёзным» и «репетиционную» часть спектакля помогают юмористические очерки Карела Чапека «Как это делается» о том, как ставится пьеса и в целом существует театр: «режиссёр, которому поручена пьеса, исходит из здравой предпосылки, что “вещь надо поставить на ноги”, — иными словами, перекроить всё, что там накропал автор». А своеобразным девизом Господина режиссёра из спектакля и самого Сергея Панькова стала цитата из фильма Федерико Феллини «Репетиция оркестра»: «мы музыканты, вы музыканты, давайте возьмёмся за ноты и шаг за шагом займёмся своим делом». Эти слова определяют и творческий подход режиссёра, который убеждён, что необходимо оставаться честным в профессии, и звучат на фоне в самом спектакле. Возможно, для первого знакомства с ироничной пьесой Уайльда спектакль не подойдет – но в нём есть не только аллюзии на мировой кинематограф и литературу, но и мемы и современная музыка. И даже енот, танцующий под Pedro, Pedro, Pedro.