Context. Diana Vishneva объявил тему XIII сезона
Танец и театр — нераздельны, как нераздельны жесты и речь любого человека. Одно не существует без другого, даже если кажется, что процессы независимы. Или нет?
Будучи по сути разными сторонами одного искусства, — искусства рассказывать о человеке, — театр и танец часто оказываются едва ли не противоположны в сознании людей, которые ими занимаются и смотрят. В то же время на художников и там, и там действуют похожие законы, они стремятся раскрыть близкие идеи. Свой XIII сезон фестиваль Context. Diana Vishneva посвятит изучению вопроса, чем схожи танец и театр, есть ли у них общие территории и какие смыслы можно извлечь из их соединения. «Понятия “театр” и “танец” для меня неразрывны. Движение в танце — это не просто физика, это способ выражения внутренних мыслей и эмоций. И танец невозможен без драматургии. Говорим ли мы о сюжетном спектакле, драмбалете, танцтеатре или бессюжетной хореографии, но постановщик — это непременно режиссёр, а танцовщик — актёр. В моём опыте всегда было так: хореографы, с которыми я работала, прежде всего, были сильными режиссёрами. Мы используем наше тело как главный выразительный инструмент. Это выражение может быть как личным, так и затрагивающим общечеловеческие темы и переживания. Но подготовка к роли, обсуждение замысла спектакля всегда начинается с разговора. Что хочет хореограф, как он видит персонажа и причины его поступков. Как я интерпретирую свой образ и откликаюсь на мысль постановщика. Как мы трактуем музыку и слышим её. Чтобы начать говорить телом и соединить все составляющие вместе, я должна абсолютно точно знать, что и как хочу выразить. Когда начинаешь произносить текст вербально, появляется артистический и эмоциональный отклик, а за ними уже следует пластика и физика. Для меня мысль, слово и эмоция рождают движение. Можно быть невероятно подкованным технически, но когда внутри пусто — это очень видно на сцене. Поэтому так важна драматургическая основа любого спектакля», — Диана Вишнёва. Известно, что драматический театр «оформился» как вид искусства намного раньше балета и тем более contemporary dance. Долгое время их пути не совпадали. Театр старался приблизиться к реальности, пусть и в каждую эпоху понимал её по-разному. Балет как производная избыточной придворной культуры остался пышным местом обитания идеализированных тел и героев, куда приходили увидеть красивое и нарочито небытовое, нереальное. Линии соединились в XX веке. Мир предчувствовал большие потрясения, люди не могли выразить тревоги привычными способами. Театр с его жизненной правдой, беспощадностью, обращённостью к тончайшим изменениям эмоций стал источником для зарождающегося современного танца, подсказал хореографам, которым было тесно в балетных рамках, куда двигаться. Так появилось ещё одно направление: такое же реалистичное, как драма, так же стремящееся изучить человека, так же прислушивающееся к тому, что происходит за дверями театральных залов. Несмотря на чуткость контемпорари данс, драматический театр в силу природы и истории продолжает отзываться на общественные запросы быстрее, чем танец. У танца же остается неоспоримое преимущество: тело как самый тонкий инструмент из всех возможных на сцене, иногда выражающий даже не мысль, а её предощущение. Какими бы разными ни были пути этих видов искусства, цель — человек и жизнь внутри — остаётся единой.
«Сегодня в танцевальном театре часто рядом с хореографом есть сценарист или драматург, а в последнее время оформилось такое направление как танцдраматург. Идея обозначить 13-й сезон как связь театра и танца для фестиваля Context стала логичной. Нам интересно размышлять на тему того, что танец может быть рассмотрен как своего рода внутренний процесс, где каждая эмоция и каждое движение становятся частью драматургии исполнителя. Современный танец давно работает на стыке жанров. Соединения оперы, драмы и танца нам привычны. Хореографы и драматические режиссёры заходят на территорию друг друга, и это всегда интересно. Большинство ведущих драматических режиссёров в своих работах включают мышление через танец. Символично и то, что на протяжении всей нашей истории мы показываем спектакли на сценах ключевых драматических театров — БДТ им. Т.А. Товстоногова, театр Моссовета, Александринский театр, РАМТ, Электротеатр Станиславский и театр Комиссаржевской. Поэтому появление главной темы этого сезона — “Танец. Театр” — для нас органично. Я уверена, что это обогатит наш опыт и даст возможность глубже изучить и осознать значимость жеста и движения», — Диана Вишнёва.
Программа
XIII сезон Context. Diana Vishneva откроется премьерой двух одноактных балетов. «Икона» Римы Пипоян и «Йорт» Марселя Нуриева, которые будут показаны в Театре Ермоловой 24 и 25 марта, а также 14 и 15 апреля. В Санкт-Петербурге премьера пройдёт в Молодёжном театре на Фонтанке 31 марта и 1 апреля. В мае Context на несколько дней займёт пространства Электротеатра Станиславский, представив три «Вечера современной хореографии». В рамках проекта зрители увидят несколько премьер и уже показанные ранее проекты фестиваля в новом прочтении. Лето «контекста» ознаменуется традиционной тематической резиденцией для молодых авторов. Чем схожи законы разговорного и пластического театра, как они подпитывают друг друга и какие новые смыслы могут родиться из их пересечения? Фестиваль предложит участникам исследовать эти и другие вопросы соединения современной хореографии и драматического театра. В XIII сезоне Context представит новые хореографические проекты на нескольких крупных фестивалях за пределами Москвы, а также специальную программу для Летнего театра Новой Голландии в Санкт-Петербурге. Одним из концептуальных партнёров нового сезона фестиваля стала Мастерская Брусникина, которая совсем скоро отмечает своё десятилетие. Совместная внутренняя работа началась с классов по актёрскому мастерству для труппы Context. Поиск формы взаимодействия драматических артистов и танцовщиков продолжится в течение года, итогом станет совместный проект, который будет представлен зрителям. Флагманская премьера сезона — спектакль хореографа Ольги Лабовкиной по мотивам произведения современного российского писателя — запланирована на конец ноября.