15 и 16 февраля в Галерее-мастерской Граунд Солянка состоялась премьера спектакля «Бабель. Шестая заповедь» по мотивам сборника рассказов Исаака Бабеля
Мир бьётся в агонии. Громко, хлёстко, лихо, пламенно. Здесь танцуют, кричат и поют. Летают столы, стулья, бутылки, льётся вода, идёт дым. Непрерывно крутятся тела и предметы. Во всём синхронность и ритм. Визуальная и музыкальная составляющие берут верх над смыслом. Если попросят пересказать содержание. Поставленное по мотивам рассказов Исаака Бабеля действие о гражданской войне больше запоминается впечатляющими картинками, созданными языком тела. Тут невозможно восстановить последовательность эпизодов, как Первая конная армия под командованием Семёна Будённого движется по украино-польской земле.
В спектакле показано, как меняется человеческая природа в экстремальных обстоятельствах. Здесь каждый сам за себя, человек человеку волк. Не щадят ни больных, ни слабых, ни женщин, ни стариков. Насилие, озлобленность, стремление погеройствовать и покомандовать, прикрываясь знамёнами революции, очень натуральны: кровь, жестокость, нагие тела, резкие движения, бодрые марши и танцы. Складывается ощущение, что всё происходящее – хаос перед сотворением мира. Все это происходит с молодым Бабелем, принявшим революцию и решившим биться за ее идеалы в рядах Первой Конной Армии под именем Кирилла Лютова. Его поиски — это поиски маленького человека, который пытается найти опору, найти новую веру. Но оказывается, что убийство за веру убивает веру. Это открытие приводит Лютова на край нравственной пропасти. Он оказался на войне, куда так стремился, но не может убить другого человека. А самое главное, он не готов умереть сам, потому что… в нем нет веры.
Способен ли кто-то или что-то примирить непримиримое, укрепить в вере, упокоить мятущиеся души… есть вопросы, на которые единственным ответом может быть плач. Плач по усопшим. Заупокойная месса. Реквием.
Тоня Яблочкина, драматург: Казалось бы самое сложное в работе над инсценировкой «Конармии» была задача объединить рассказы Бабеля в пьесу, не потерять линию, которая связала бы довольно эклектичное произведение, сохранить такой точный и емкий язык автора. Но эта задача больше касается ремесла драматурга. Гораздо сложнее для меня было погружаться во внутренний мир героя. Наверное, из-за того, что в настоящий момент произведение оказалось пугающе актуальным. Будто сломалась временная стена, и ты работаешь не с текстом о прошлом, а с текстом о настоящем. Герой пытается остаться человеком в нечеловеческих условиях, а ты пытаешься проникнуть в его внутренний мир и понять, что же там происходит на самом деле. Мне кажется, точно так же, как Лютов ищет свое место в изменившемся мире, мы все ищем свое. Поэтому и текст Бабеля и работа с инсценировкой текста стали для меня каким-то личным переживанием.
Художественный руководитель и режиссер: Сергей Власов
Благодаря инсценировке лауреата премии «Действующие лица» Тони Яблочкиной, спектакль включил в себя не один-два рассказа из 34, а выявил сквозную линию, которая прослеживается внутри повествования – герой Кирилл Лютов, он же автор, тщетно жаждет обрести «простейшее из умений — умение убить человека» и перестать быть жертвой – евреем Бобелем (настоящая фамилия Бабеля). Мешает ему пожилой писатель Бабель, которому перед смертью задается, казалось бы, очень простой, но единственно важный вопрос, подытоживающий его жизнь: «кто ты?» От того, как главный герой ответит, зависит его жизнь, а точнее его смерть. И пока он не придет к осознанию себя самого, он будет жить Лютовым в этом царстве призраков. Будет мчаться с Конармией по бесплодным землям, разрушенным войной, с неистовым желанием привести мир к новой вере, имя которой Революция, уничтожая ради нее на своем пути всех «староверцев». Наш спектакль — это тот миг перед смертью, когда перед глазами проносится вся жизнь, позволяя главному герою дать перед Богом единственно верный ответ.