Московские Новости Культуры

Следите за событиями мировой искусствоведческой столицы на Московских Новостях Культуры.

Катерина Измайлова. Гипнотически красивая драма с участием оркестра по мотивам повести Н. Лескова

В основе спектакля "Катерина Измайлова" Бориса Мильграма - знаменитый очерк Николая Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" (1864 г.). Мрачная история о шекспировских страстях, развернувшаяся в Орловской губернии, рисует первую в литературе женщину- серийную убийцу.


Богатая купчиха Катерина Львовна Измайлова изнывает от скуки. Муж Катерины, Зиновий Борисович, бесплоден, а свекор Борис Тимофеевич постоянно попрекает сноху отсутствием детей. Катерина заводит роман с приказчиком Сергеем, но после угроз прознавшего про это свекра, который избивает Сергея, совершает свое первое убийство. Тьма, которая ждет своего часа, вырывается наружу, и в финале на руках Катерины кровь уже четверых человек... Одной из самых ярких интерпретаций очерка Н. Лескова стала опера Дмитрия Шостаковича (1934 г.). В 2006 году режиссер Мартин Кушей поставил "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в Нидерландской Опере. Его спектакль, одновременно условный и полный натурализма, поднимавший тему беспредельности зла и создававший абсолютно трагическое пространство, невероятно впечатлил Бориса Леонидовича Мильграма и вдохновил на собственное высказывание о природе разрушения человеческой личности. Борис Мильграм, автор пьесы и режиссер спектакля: "Я не планировал ставить оперу Шостаковича – я изначально хотел сделать именно драматический спектакль в духе древнегреческой трагедии. В "Катерине Измайловой" создан новый для меня и нашего театра язык, жанр: я бы назвал его трагедией, причем классической трагедией, где хор является действующим лицом – и комментатором, и соучастником, и голосом рока. В природе классической трагедии есть обучающее свойство. Современный театр ничему не учит – он помогает задавать вопросы. Наша "Катерина Измайлова" возникала скорее от контекста, а не от текста и даже не от сюжета Лескова. Контекст, крайне важный для меня сейчас, – природа зла, природа разрушения человеческой личности, природа обесценивания человеческой жизни – как чужой, так и своей. В каждом из нас поселено добро и зло, свет и тьма. Трагедия человечества состоит именно в том, что злодеи не падают с луны – они возникают из нас. На уровне сюжета, нарратива "Катерина Измайлова" – жуткая история, в которой нет ни одного положительного персонажа. Тьма, закрывающая все. Как правило, зрители не хотят заходить на территорию жестокости и мрака, а мне это кажется необходимым: на уровне подсознания мы должны чего-то бояться в самих себе...". В драматическом спектакле Бориса Мильграма участвует оркестр Театра-Театра, причем дирижер и музыканты находятся на сцене. В спектакле звучит музыка, написанная специально для "Катерины Измайловой" композитором Дмитрием Курляндским.